Кальвинизм, как одно из направлений протестантизма, оказал значительное влияние на социальную и экономическую жизнь общества. Основанное Жаном Кальвином, это учение придавало большое значение предопределению и личной ответственности в духовной жизни верующих.
1) В кальвинизме стимулирующим фактором для активности людей была идея предопределения (преординации). Согласно этой идее, Бог заранее определил, кто будет спасен (избранные), а кто нет. Это заставляло верующих стремиться вести добродетельную жизнь, чтобы подтвердить своё место среди "избранных". Кальвин учил, что хотя спасение не зависит от земных дел человека, праведная жизнь является признаком избранности. Таким образом, верующие старались быть усердными в труде и строгими в нравственности, что способствовало формированию эффективной, дисциплинированной рабочей этики, позже получившей название "протестантской этики".
С другой стороны, концепция предопределения могла сковывать людей, поскольку создавала психологическое давление и страх, что они не относятся к числу избранных, что могло приводить к апатии и разочарованию в своих способностях изменить свою участь.
2) Сравнивая кальвинизм с другими реформационными течениями, такими как лютеранство, кальвинизм можно считать более радикальным в нескольких аспектах. Во-первых, Кальвин более акцентировал строгость нравственных норм и активное участие в общественной жизни, что включало формирование теократических государственных структур, например, в Женеве. Во-вторых, кальвинистские учения о предопределении представляли собой более радикальный отход от традиционной католической доктрины о свободе воли. Эти особенности делают кальвинизм более строгим и радикальным по сравнению с более умеренным подходом Мартина Лютера, который сосредоточился на оправдании верой и значительно меньше вмешивался в политику и общественный порядок.